?

Log in

No account? Create an account

Повседневное и не очень

Previous Entry Share Next Entry
Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности
Стокгольм
julia_z

хорошо проведенная ночь не приносит сна, зато приносит статьи


Всем интересующимся или просто любопытным:


ВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИКА КАК ТРЕНИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


туточки под катом...


Зайцева Ю. Е.


Роль ведения интернет-дневника в становлении индивидуальности[1]


            Активные пользователи сети Интернет как за рубежом, так и в нашей стране в течение последних нескольких лет все чаще отдают предпочтение специфическому виду опосредствованной коммуникации, протекающей при помощи ресурса или медиа-среды Интернет-дневник (BLOG). Возникновение феномена Интернет-дневник исторически связывается с предоставлением создателями различных Интернет ресурсов канализированной формы получения личностной обратной связи от пользователей. Однако вскоре такой вид деятельности в Интернет среде получил самостоятельное значение. Рядом компаний был предложен ресурс, позволяющий любому пользователю создавать и сохранять хронологически маркированную последовательность авторских сообщений произвольного содержания, открытую для комментария другими пользователями данного ресурса, то есть вести собственный дневник / журнал, открытый для обратной связи. Таким образом, была сформирована специфическая среда, сочетающая элементы нарратива – монологического повествования автора, рефлексирующего события собственного жизненного пути, личностно значимые переживания, идеи, что характерно для традиционных дневниковых записей, с элементами диалога, где каждое сообщение (кроме специально маркированных) является актом коммуникации с остальными пользователями данного Интернет-ресурса. Степень реализации рефлексивных и коммуникативных функций Интернет-дневника регулируется автором. Ему предоставляется возможность ограничивать круг людей, имеющих возможность читать конкретное сообщение, и даже помечать сообщение как «личное», то есть закрытое для просмотра кем-либо кроме автора, что сохраняет возможность приватности размышлений. И напротив, предлагается множество каналов расширения круга активной коммуникации: «friend-лента» - автоматизированное отслеживание появления новых сообщений ваших «друзей», открытых для комментирования, подписка на тематические сообщения, оставляемые пользователями в журнале «сообществ» (community) и т.п.


Характерные для различных авторов особенности коммуникативных и рефлексивных процессов, а также преобладание одного из них над другим, лежат в основе большинства существующих классификаций Интернет-дневников. Так, например, наиболее распространенный способ деления блогов на открытые / закрытые журналы / дневники [Kawaura Y., Kawakami Y., Yamashita K., 1998], т. е. содержащие преимущественно сообщения, ориентированные на другого человека или на самого себя, и описывающие события (мемуарный тип) или переживания (дневниковый), отражает преобладание коммуникативной или рефлексивной функций и особенности протекания последней. При этом сочетание журнального, событийного стиля изложения с ориентацией на себя позволяет использовать Интернет-дневник как структурированный носитель информации (личной и деловой), органайзер, планинг или записную книжку. В то время как описание переживаний (особенно негативных) в сочетании с ориентацией на другого позволяет реализовать психотерапевтическую функцию коммуникации: «попросить о поглаживании», получить эмоциональную поддержку,  «выплеснуть негативные эмоции», получить подтверждение того, что другие люди, испытывали  нечто подобное.


Рассмотрим подробнее реализацию коммуникативной функции онлайн-дневника в среде Интернет, а также возможность построения классификации сообщений - постов (с учетом комментариев) на основе их анализа как единичного акта общения. Взаимодействие авторов Интернет-дневников в рамках данной среды опосредованно рядом специфических особенностей, первой из которых является разобщенность участников коммуникации во времени и пространстве, что требует от участников коммуникации выработки определенных норм, регулирующих процедуры взаимодействия, аналогичных выработанным в свое время в эпистолярном жанре (очередность писем, скорость и обязательность ответа и т.п), в то же время специфичных для данного вида коммуникации. Еще одной особенностью является многопользовательский характер данной среды, что, за исключением отдельных случаев произвольного ограничения автором круга лиц, читающих сообщение, лишает пишущего возможности предположить, с кем именно он вступает в коммуникацию данным сообщением (пассивную – кто его читает или активную – кто будет его комментировать). В то же время существующий механизм объединения авторов Интернет-дневников в сообщества по субъективным предпочтениям (включение в список «друзей»), по интересам или темам общения (community), предполагающий чтение участниками данного сообщества дневников друг друга или тематических сообщений, позволяет сформировать у автора представление об аудитории, к которой он обращается.


Немаловажной особенностью коммуникации в данной среде является форма передачи сообщений: письменная речь. Как известно устная (разговорная, речь-беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником) и письменная речь существенно различаются. Письменная речь не предполагает непосредственного присутствия собеседника, чаще используется для передачи отвлеченного содержания, как деловая, научная, более безличная, в то время как разговорная речь часто рождается из непосредственного переживания. В разговорной речи наличие общей ситуации общения создает общность контекста, предпосылок для понимания сокращенных речевых форм, устная речь – «ситуативна». Кроме того, устная речь помимо предметно-смыслового содержания опирается на богатый спектр невербальных средств коммуникации. В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, отсутствует опора на единый контекст, отсюда требуется более развернутое построение фраз, раскрытие содержания мысли, отражение в ней всех существенных связей. Письменная речь требует систематического, логически связанного изложения. Письменная речь – «контекстна». Потому, письменная речь требует продуманности, плановости, сознательности. Однако такой вид письменной речи как эпистолярный стиль значительно по своему характеру приближается к устной речи  [Рубинштейн С.Л., 1940, с. 347]. Здесь следует отметить также возможность применения авторами Интернет-дневников неязыковых средств коммуникации, облегчающих взаимодействие: использование аудио-визуальных ресурсов медиа-среды Интернера (картинок, фотографий, аудио-файлов и т.п.), ссылки (link) на Интернет ресурсы или другие онлайн-дневники, символические заменителей индикаторов эмоционального состояния / отношения («смайлики», указание на «текущее настроение» и соответствующую состоянию «текущую музыку»), выбор стиля аудио-визуальной презентации собственного сообщения (цвет, шрифт, размер, фон, звуковое сопровождение, выбор картинки, представляющей автора - user picture) и др.


В основу классификации сообщений по особенностям реализации коммуникативной функции нами были положены параметры анализа сообщения с комментариями как единичного акта общения. Мезоуровень исследования общения по Б.Ф. Ломову [1941] предполагает изучение отдельных актов общения, точнее, контактов. В качестве основных параметров им рассматриваются:


- периоды общения (взаимодействия субъектов);


- содержание периода общения – его тема, которая зависит от конкретных условий жизни, вступающих в контакт людей;


- динамика общения (развитие темы);


- средства общения (языковые и неязыковые).


Аналогом периода общения в онлайн-дневнике является страница, содержащая авторское сообщение, комментарии читающих и ответы автора на данные комментарии, временами перетекающие в дискуссии. Содержание периода общения или тема сообщения более подробно рассматривается нами при анализе рефлексивной функции сообщения. Здесь сообщения различались по тому, являлось ли данное сообщение призывом к совместной деятельности, беседе или игре (в том числе в понимании Э. Берна) и каков основной характер передаваемой в нем информации: образы, идеи или переживания. Динамика общения отслеживалась по следующим критериям: во-первых, является ли сообщение завершенным по форме высказыванием или выражает потребность в дальнейшем обсуждении темы. В качестве средств демонстрации незавершенности наиболее часто использовалась вопросительная форма высказывания, обращение к читателю с просьбой «скажите», «напишите», «поделитесь», а также провокативная форма сообщения, предполагающая оспорить мнение автора. Во-вторых, насколько активно продолжается обсуждение темы в формате комментариев. В отношении средств коммуникации помимо упоминавшихся выше вербальных и невербальных средств, предоставляемых данной медиа-средой, необходимо отметить так называемый «общий фонд информации», формирование которого необходимо для успешного протекания общения. Отражающий конкретные условия жизни участвующих в коммуникации людей (сферу их интересов, профессиональной компетентности, бытовой информированности, образа жизни и пр.) данный фактор накладывает ограничения на формально неограниченные возможности Интернет коммуникации, однако при совместных сознательных усилиях участников общения такой «общий фонд» может быть сформирован и может существенно повлиять на расширение горизонтов «реальной жизни» автора дневника. Б. Ф. Ломов в качестве наиболее значимых факторов успешности общения выделял эмпатию и рефлексию. Эмпирический анализ динамических характеристик коммуникации в рамках Интернет-дневника позволяет нам утверждать, что такие факторы как литературная форма передачи образов или переживаний, наличие «общих ассоциативных связей», облегчающие эмпатическое сопереживание автору дневника чаще вызывают отклик в виде комментариев (особенно со стороны женщин). Такой же эффект дает и лаконичность (афористичность) сообщения, отражающая вычленение автором наиболее существенного в размышлениях или в ситуации, и свидетельствующая об успешно проделанном процессе рефлексии (такие сообщения чаще комментируют мужчины).


            Рефлексивная функция Интернет-дневника двояка: с одной стороны для корректного и краткого описания событий собственной жизни, резюмирования переживаний, взглядов необходим взгляд на себя со стороны, глазами потенциального читателя; с другой стороны, сам процесс ведения дневника есть пролонгированное размышления вслух, вынесенный вовне процесс рефлексии. Кроме того, дневник позволяет посмотреть на себя прошлого и сформулировать представление о себе будущем, идеальном или напротив нежелательном. А это существенная часть рефлексивной деятельности самосознания человека, необходимая для формирования индивидуальности.


Классификация сообщений, отражающая характер и содержание процесса рефлексии, была основана нами на теоретических разработках, выполненных в русле нарративной психологии [Crossley M., 2000]. В качестве основных параметров нарратива – индивидуальной истории жизни человека, рассказанной самим автором, выделяют: эмоциональный тон сообщения (общий и касающийся каждого из событий) – оптимистический или пессимистический; образ события – метафорическое или символическое описание основных персонажей события и его самого; и основная тема события – базовый мотивационный конфликт, приведший к переживанию события как личностно значимого. Рассматривают [Даниленко О. И., 2005] также уровни нарратива, выделяя уровень фактуры (средств выражения), событий (действия героя) и смыслов (позиция автора). Анализируя эмоциональный тон сообщений Интернет-дневников, мы пришли к выводу, что более корректным и точнее предсказывающим особенности ответных коммуникаций будет детализация параметра общего позитивного или негативного отношения к миру в целом (пессимизм / оптимизм) и отражение сочетания отношения автора сообщения к себе и к читателю (миру в целом). Для этого мы воспользовались типологией жизненных позиций (по Э. Берну): я ок - ты ок, я не ок - ты ок, я ок – ты не ок, я не ок – ты не ок.  Данный параметр отражал как устойчивые личностные тенденции, так и случаи его ситуативного изменения под воздействием эмоциональных переживаний. Анализ образов персонажей событий позволяет уточнить позицию автора дневника. Кроме того, образ самого автора как персонажа событий представляет особый интерес с точки зрения специфики самопрезентации.


Рефлексивная деятельность автора как рассказчика, имеющего и демонстрирующего определенное отношение к себе как к герою повествования, и далеко не всегда тождественного своему герою, в контексте описаний событий жизненного пути человека приобретает особый смысл. Рассказ об интересной истории из своей жизни, потребовав от автора дневника рефлексии для краткого изложения в форме письменного сообщения, понятного читающим, превращается для него из процесса воспоминания и изложения событийного ряда в деятельность по оценке автором собственных поступков как поступков героя или персонажа истории. Выражая отношение к собственному поступку, автор невольно совершает личностный выбор, утверждая или изменяя сложившуюся у него систему ценностей. Именно такая деятельность самосознания способствует наиболее эффективному развитию личности и формированию человека как индивидуальности [Столин В. В., 1983, Чеснокова И. И., 1977].


Возможность разотождествления в нарративном тексте персонажа, героя событий жизни, и автора, рассказывающего о них и подспудно дающего им оценку, может быть использована автором Интернет-дневника и для того, чтобы поэкспериментировать с ролью «автора», примеряя на себя «различные маски», и производя рефлексию с позиции разных субличностей. Подобная «игра масками» - широко известный феномен, характеризующий начало становления человека как индивидуальности [Асмолов А. Г., 1990]. В процессе своего формирования и развития человек учится осуществлять выбор, сначала - на уровне субъекта деятельности - между различными видами действий для успешной реализации ее целей, затем – на уровне личности – между различными поступками для успешного выполнения социальной роли, и наконец, человек учится осуществлять выбор между различными социальными ролями для успешной реализации своего Я, своей самости. Последний выбор – выбор индивидуальности - предполагает умение отрефлексировать различные образы своего Я и осуществить выбор своего будущего. Чем больше социальных ролей было усвоено, интериорезировано, «проиграно» личностью, чем больше выборов, вызванных конфликтами этих ролей, совершено и осознано, тем богаче репертуар будущих Я, ожидающих реализации и воплощения в жизнь, и тем больше масок надо перепробовать, чтобы осознанно совершить шаг по самостановлению. Бесспорно этот шаг – не единственен, не единожды мы выбираем, кем станем в дальнейшем, и не всегда данный выбор осуществляется осознанно, однако именно деятельность по выбору собственного будущего, путей нашей самореализации, выбор того, кем и каким я хочу быть в итоге моего жизненного пути, характеризует наше становление как индивидуальности. 


Наша направленность как личности формируется на протяжении всего пути социализации, выстраивается иерархия ценностей, мотивационная сфера приобретает свою структуру, и происходит это под воздействием множества факторов, как зависящих, так и не зависящих от нас. В переломный момент становления нашей индивидуальности, который онтогенетически впервые застает нас в подростковом возрасте, но как правило, особенно в последнее время «долгого социального детства», в качестве кризиса личности возникает существенно позже, человек сознательно принимает или отвергает собственную структуру ценностей, мотивов или направленности в целом. В качестве критериев такого выбора могут выступать осознаваемые человеком потенции, или напротив идеальные тенденции: идеалы, верования, надежды. Успешность данного выбора тесно связана с адекватностью образа Я, сформировавшего у человека, с точностью и детальностью знания и понимания себя. Самопознание на данном этапе развития самосознания происходит преимущественно благодаря рефлексии собственных поступков и особенностей своего внутреннего мира. Первичное знание о себе приобретается нами во многом опосредованно, через оценку других людей и сравнение с ними. Изменчивость наших личностных свойств под воздействием различных событий нашей жизни, возможность произвольного формирования большей их части, активность, неравномерность и геторохронность нашего развития, наличие неосознаваемых регуляторов нашего поведения все это заставляет нас внимательно приглядываться к себе на протяжении всей нашей жизни, корректируя собственное представление о себе реальном. По мере формирования человека как индивидуальности механизмы самопознания все более связаны с собственной рефлексивной деятельностью человека и все менее с внешней оценкой. Новое знание о себе человек приобретает, сравнивая свой поступок, состояние или свойство, с имеющимся у него представлением о себе с одной стороны, и с желаемым им образом себя – с другой. Саморегуляция своего поведения и развития, таким образом, напрямую становится связана с процессом рефлексии, и соответствующей произвольной деятельностью. Отсюда ведение  дневниковых записей (в их рефлексивной функции) играет существенную роль в процессе саморазвития. И наибольшую значимость приобретают в периоды личностных кризисов, резких перемен в образе жизни или ведущей деятельности, а также в период формирования индивидуальности.


Помимо утверждения доминирующей направленности нашей личности, наиболее полно реализующей наши возможности и удовлетворяющей наши притязания, процесс формирования индивидуальности предполагает выработку индивидуального стиля деятельности. Последний позволяет добиваться наибольшей эффективности деятельности минимальными затратами, благодаря учету своих личностных и индивидных особенностей и навыку саморегуляции. Индивидуальный стиль проявляется во всех видах деятельности: в труде, в познании и в общении, можно даже говорить об индивидуальном стиле жизни в целом [Абульханова-Славская К. А., 1991]. Процесс его формирования также предполагает выбор наиболее приемлемого из множества испробованных стилей и его активное закрепление в различных видах деятельности. Ведение Интернет-дневника предоставляет возможность формирования такого стиля на первичном этапе, в первую очередь коммуникативного, «игры стилями» на этапе формирования индивидуальности, а также закрепления данного стиля в навыках коммуникации и письменной речи, включая определенный литературный стиль. Одним из значимых коммуникативных навыков, формируемых в данной среде, является навык самопрезентации. Восприятие другого человека в виртуальной среде опосредствованно сформированностью у него навыков самопрезентации в гораздо большей степени, чем при прямом общении. Степень же ее адекватности реальному или целенаправленно выбранному образу зависит от его рефлексивных (и в целом когнитивных), а также литературных способностей. Отдельный интерес вызывает механизм выбора образа–маски: проекция, гротескное преувеличение, метафора, форма защиты, сознательно применяемая роль – только краткий перечень возможных функций данной маски. Однако наибольший интерес для нас с точки зрения процесса формирования индивидуальности представляет то, как корректируется этот образ в процессе коммуникации.


Уникальной особенностью среды Интернет-дневников является заложенный в основу принцип сочетания двух деятельностей, в обычной жизни не пересекающихся: ведение дневника и общение. Как уже говорилось степень   рефлексии и коммуникации в каждом отдельном сообщении (или в целом в дневнике) может варьироваться по желанию автора. Однако именно возможность такого сочетания придает ведению онлайн-дневника функцию тренинга индивидуальности. Основным механизмом работы личностных психологических тренингов является обратная связь, даваемая членами группы друг другу, в сочетании с рефлексией собственных действий. Кроме того, работа тренинговой группы отличается рядом специфических признаков [Психогимнастика…, 1999]: наличие установки на активную деятельность, исследовательская (творческая) позиция участников группы, объективация (осознание) поведения и соблюдение норм партнерского общения. Пространство тренинга формируется как регулируемое всеми участниками группы. Степень эффективности тренинга для каждого из участников группы пропорциональна реализации указных выше принципов в процессе группового взаимодействия. Безопасность тренинговой среды охраняется принципом конфиденциальности.


Среда онлайн-дневников предоставляет возможность, не раскрывая инкогнито, вступать в регулируемые взаимодействия с другими участниками сообщества. Степень самораскрытии («девиртуализации») автора дневника полностью зависит от него. Реализация принципа конфиденциальности не только дает возможность для экспериментов с «масками», но также обеспечивает одно из условий создания безопасной среды коммуникации. Второе условие безопасности – принцип партнерского взаимодействия, предполагающий уважительное отношение к участникам общения, учет их интересов, чувств, личностных особенностей, – реализуется в данной среде посредством возможности контроля коммуникативных каналов, так автор может отказать определенному участнику сообщества в возможности вступать с ним в коммуникацию и может удалить любой комментарий из собственного дневника. Также имеется возможность удаления любого собственного комментария или высказывания (в среде Интернет-дневников действительно можно «взять свои слова обратно»). Соблюдение норм общения в рамках тематических сообществ (community) отслеживается его модератором  - человеком, имеющим статус «автора» данного дневника. Нормативная защищенность участников и возможность регуляции взаимодействия в рамках группы создают благоприятную среду для экспериментирования с новыми способами поведения. Наличие установки на принятие и благожелательное отношение к другим членам сообщества существенно опосредовано  внутригрупповыми «субкультурными» нормами и индивидуальными особенностями членов сообщества.


Установка на активный поисковый характер деятельности в Интернете в целом присуща большинству его постоянных пользователей. Неопределенность цели, стоящей перед человеком, собирающимся вести онлайн-дневник, предоставление возможностей при отсутствии обязательных задач деятельности, стимулирует творческий подход, являясь в свою очередь тренировочной деятельностью по формированию навыков самостоятельного поиска проблемы и постановки целей. Автору необходимо самостоятельно на практике выявить особенности и нормы коммуникации, исследовать спектр возможностей, предоставляемых данной средой, сформировать собственные способы  организации данной деятельности. Неопределенность среды не всеми воспринимается благожелательно, отсутствие навыков работы в подобных ситуациях могут вызвать агрессию, реализуемую в деструктивных коммуникациях. Однако среда, отличающаяся проблемностью, неопределенность и безопасностью, может рассматриваться как креативная, благоприятствующая реализации творческого потенциала человека. А коммуникативно-личностная ориентация данной деятельности в совокупности с высокой неопределенностью создает предрасположенность к проективному характеру ее результатов. Отсюда невозможность (или очень малая вероятность) перехода на новую форму безличного компьютерного общения, гипотеза о формировании которого высказывались в начале эпохи Интернет-взаимодействия, мотивированного произвольностью позиционирования своих поло-возрастных и статусных характеристик в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации.


В рамках тренинга степень предполагаемой активности и вовлеченности участников группы в данный вид деятельности такова, что предусматривает полное погружение в процесс внутригруппового взаимодействие на время от 8 до 40 часов.  За исключением требования непрерывности такого взаимодействия, регулярное ведение собственного дневника вместе с процессом комментирования или хотя бы чтения дневников твоего ближнего круга общения («друзей»), обязательство на взаимодействие с которыми ты на себя берешь, включая их в данный круг, предполагает посвящение данной деятельности достаточно большего времени (в зависимости от объема группы - до нескольких часов ежедневно).  


Однако чтение дневниковых записей выбранной автором группы является не только «обязательством» по отношению к другому, развлечением при наличии свободного времени или источником полезной информации. Установка на внимание к другим членам группы в психологическом тренинге позволяет расширить репертуар способов поведения. Внимание к интересному способу жизни или содержанию жизни, примечание необычного стиля размышлений или изложения, привлекательный способ общения - все это, будучи осознано, апробировано и натренировано обогащает личность новыми ресурсами жизнетворчества.


Основным мотивационным конфликтом личности в период становления индивидуальности является появление острой потребности в независимости (поступков, ценностей, суждений) на фоне базовой, сформированной ранее нужды в других людях, потребности иметь группу единомышленников, чувствовать себя ее частью, быть принимаемым другими, общаться. Многие авторы рассматривают данный конфликт как один из базовых мотивационных конфликтов, пронизывающих большую часть событий жизненного пути человека. Так например  McAdams [1993 цит. по Crossley M., 2000, с. 90] анализируя наиболее часто встречающиеся темы нарративов (историй жизни), отмечает жажду силы (независимости, состоятельности, самостоятельности) против жажды любви (причастности, зависимости, принадлежности). Процесс формирования индивидуальности, в подростковом возрасте переживаемый скорее на аффективном уровне как острое чувство одиночества, значимость дружбы и любви, ненависть к ограничениям свободы, жажда жизни и новых впечатлений, со временем требует своего решения в зоне смыслов, иерархии мотивационных структур, системы отношений. Групповое давление часто сдерживает становление человека как индивидуальности, выдавая негативную реакцию на попытку человека измениться, сформировать собственную систему приоритетов, дифференцироваться. С позиции групповой динамики это оправдано, поскольку человек как индивидуальность в гораздо меньшей степени подвержен воздействию других членов группы по отдельности и в целом. Таким образом, Интернет-дневник с его специфической регулируемой коммуникацией, широкими возможностями выбора референтной группы для получения обратной связи и наблюдением за рефлексией опыта жизненного пути других людей позволяет сформировать не только навыки коммуникации, но и осознать, апробировать и натренировать собственный способ осознанной жизнедеятельности в качестве субъекта своего жизненного пути - индивидуальности.


 


 



 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991


2.      Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990


3.      Даниленко О. И. Художественный нарратив как инструмент саморегуляции // Ананьевские чтения: Развитие специальной (коррекционной)психологии в изменяющейся России (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005») / под общ. ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипицыной – СПб., 2005


4.      Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии М., 1981


5.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., 1940


6.      Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.


7.      Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой, СПб., 1999


8.      Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии М., 1977.


9.      Crossley. M. Introducing narrative psychology: self, trauma, and the construction of meaning. Buckhingham-Philadelphia, 2000


10. Kawaura Y., Kawakami Y., Yamashita K. Keeping a dairy in cyberspace // Japanese Psychological Research, 1998, vol. 40, No 4, 234-245


 








[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Человек в эпоху компьютеров: виртуальный дневник реальной личности»), проект № 05-06-06320а


 


© Зайцева Ю. Е., 2005


Рукопись будет опубликована в сборнике «Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet» СПб,: Изд-во СПбГУ, 2006


  • 1
>>хорошо проведенная ночь не приносит сна, зато приносит статьи

мдя... а может все-таки замуж? ;)

соглашайся скореее пока кандитат не опомнился :))))))

Автоблог avtorusnews.ru

Автосайт СНГ. Весь мир авто: автобазар, цены на авто, каталог автомашин, отзывы владельцев, характеристики автомобилей, страховка автомобилей, авто-кредит, автоновости http://avtorusnews.ru/. Мы публикуем о автомобилях, самые свежие новости и анонсы.

Интернет-портал ruspropertyblog.ru о покупке и продаже квартир,

Блог ruspropertyblog.ru - один из крупнейших тематических ресурсов сети, который адресован как профессионалам рынка недвижимости, так и обычным пользователям, которые интересуются данным вопросом. На сайте http://ruspropertyblog.ru/ размещена большая, ежедневно обновляющаяся база объявлений о кyпле-продаже и аренде разнообразных объектов недвижимости: дач, земельных участков, коттеджей и квартир и т.д. по всей России и за ее пределами. А также здесь можно узнать массу новостей из мира рынка недвижимости.

Портал ruspropertyblog.ru о покупке и продаже коммерческой нед

Сайт ruspropertyblog.ru - один из крупнейших тематических ресурсов рунета, который адресован как профессионалам рынка недвижимости, так и обычным пользователям, которые интересуются данным вопросом. На интернет-портале http://ruspropertyblog.ru/ предоставлена обширная, ежедневно обновляющаяся база объявлений о кyпле-продаже и аренде различных объектов недвижимости: квартир, дач, земельных участков и коттеджей и т.д. по всей России и за ее пределами. Также здесь можно узнать массу новостей из мира рынка недвижимости.

  • 1